Чтобы стать «народной» певицей, ноты знать не обязательно

Когда Маулия Бадертдинова выступает в дуэте со своей шестилетней внучкой Зилей, все вокруг умиляются: «Вот ведь настоящая династия музыкантов-певцов, маленькая-то талантом в бабушку пошла». 

Полвека назад так же удивлялись ранней любви к пению слепой девочки из села Конь Пестречинского района родные бабушки-тетушки. Она ни одного концерта по радио в исполнении Альфии Авзаловой и других знаменитостей не пропускала. Потом потихонечку стала копировать услышанное – да таким звонким чистым голоском, что все вокруг только ахали. 
В Свияжской школе для слепых и слабовидящих детей Маулие повезло с педагогами. «Со мной занимались наши учителя по музыке – Евгений Фролов, Вячеслав Крючков, прививали любовь к напевным, мелодичным народным песням, – рассказывает «народная» певица. – В школе, кроме татарских произведений, я с удовольствием разучивала русский фольклор – «Зореньку», «Ох, ты ноченьку», даже «Эй, ухнем!» Все предметы – чтение, математика, природоведение – преподавались на русском языке. Я ему быстро научилась, и очень благодарна своим учителям, что знаю хорошо два языка».
Потом школу для незрячих детишек перевели в Лаишево, где среди кружков был и музыкальный: ребята учились играть на баяне, а девочки, в основном, пели. В классе Маулии из 12 человек 10 пели и играли на инструментах.
В старших классах девушка стала участвовать в песенных фестивалях – и не только по восовской линии. Как вокалистка выступала и на обычных районных, республиканских смотрах. Как правило – входила в первую тройку победителей.
Грамот и дипломов у Маулии – целый архив! Один из последних – диплом второй степени Конкурса эстрадной песни ВОС. Члены жюри, а это, как правило, именитые певцы, преподаватели вокала из консерватории или университета искусств, часто после прослушивания подходили к ней, советовали: «Вам нужно найти своего композитора, чтобы вы пели оригинальные сочинения, у вас большой творческий потенциал». Маулия только отнекивалась: «Да зачем это все, не такая уж я великая певица. Пою от души, людям нравится, этого мне достаточно».
Казанский поэт и драматург Борис Вайнер, член жюри многих восовских фестивалей, говорит: «Мне кажется, Маулия Бадертдинова поет проникновеннее и чище, чем Надежда Кадышева. Жаль, что в свое время ей не помогли попасть на большую сцену».
Сама певица объясняет: «Да разве я смогла бы так? Не позволили бы жизненные обстоятельства. В 1980 году вышла замуж, родила двух дочек – Лейсан и Гульназ, а в 1993-ем мой муж Рашид скончался от тяжелой болезни. В начале 90-х, вы сами знаете, какие наступили времена, все было в дефиците, и лекарства в том числе, пенсии небольшие. Когда я осталась одна с малолетними детьми, было, прямо скажем, несладко. Работала на УПП «Электроконтакт» ВОС картонажницей. И для меня всегда отдушиной, лучшей таблеткой от душевной боли была песня. Бывало, сделаю все дела по дому и спешу в дом культуры ВОС на репетиции русского хора Николая Карпова или татарского хора Мулланура Шамсивалеева. О певческой карьере я и не помышляла, у меня и музыкального образования нет, нот даже не знаю. Потому получилось так, как получилось».
Сейчас Маулия поет в самодеятельных коллективах казанского Культурно-спортивного реабилитационного комплекса ВОС – татарском ансамбле под руководством Ильдара Габитова и квартете «Прикосновение» Константина Кузнецова. На профессиональной студии КСРК исполнительница записала несколько песен: хоть что-то сохранила «в цифре». А то, рассказывает, песни ее, как спектакль у драматических артистов, одномоментные: звучат только на концертах и фестивалях, до последнего времени не было записано ничего.
…В выходные к Маулие приехала любимица Зиля: «Эбием, давай песенку поучим!» Бабушка покорно ставит на проигрыватель минусовую фонограмму и вот два голоса – сильный проникновенный и милый детский – заполняют комнату...

Владимир ГАРАНИН