Каждый имеет право на достойную старость

О состоянии и перспективах социального обслуживания граждан пожилого возраста в Республике Татарстан говорили на очередной коллегии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ.

Открывая заседание, министр Айрат Шафигуллин напомнил, что пожилые люди составляют сегодня пятую часть нашего общества. Проблемы человека в возрасте – это снижение способности к самообслуживанию, ограничение в мобильности, сужение круга общения, снижение социальной и интеллектуальной активности. 
– Мы в республике достаточно давно не проводили большого мероприятия по проблемам старшего поколения, – отметил глава социального ведомства. – Отчасти потому, что работа с этой категорией наших граждан поставлена достаточно качественно. Кроме того, рассмотрение вопросов, возникающих у пожилых, в нашем министерстве является приоритетным. На сегодняшней коллегии будут рассмотрены и оценены наработки отрасли в области социального обслуживания пожилого населения республики, определены болевые точки и намечен вектор движения на перспективу.
Лаконичный основной доклад, с которым выступил заместитель министра Азат Габдулахатов, сумел вместить в себя всю проблематику обсуждаемой темы, к тому же сопровождался информационно насыщенным иллюстративным материалом.
Замминистра отметил, что социальное обслуживание является одним из основных ресурсов обеспечения стабильного социального самочувствия населения республики. Особенность сегодняшней ситуации в сфере соцобслуживания состоит в том, что именно граждане пожилого возраста формируют возрастающий спрос на социальные услуги. Поскольку средняя продолжительность жизни повышается – в Татарстане она сейчас составляет 72 года, то перед государством стоит задача обеспечить для лиц третьего возраста возможность продлить число лет, свободных от инвалидности, сохранить свою активность и участие в экономической и культурной жизни общества.
– С 2006 года проводилась системная работа в соответствии с Концепцией модернизации и развития системы социального обслуживания населения республики, – сказал Азат Габдулахатов. – Разработана Перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений соцобслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в РТ до 2020 года и принята долгосрочная целевая программа «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на 2011-2013 годы».
Докладчик подчеркнул, что благодаря оптимизации обеспеченность местами в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего профиля составила 100 процентов, в психоневрологических интернатах повысилась с 80 до 88 процентов. Вместе с тем, актуальность развития учреждений психоневрологического профиля сохраняется: на 1 декабря текущего года очередность в них составляет 131 человек, кроме того, 220 человек необходимо расселить из функционирующих интернатов этого типа из-за дефицита площадей.
Сегодня очень востребованы надомные и социально-реабилитационные отделения центров социального обслуживания населения (их в республике 45). Получателями услуг являются около 40 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в государственной поддержке. Практически треть из них – это ветераны Великой Отечественной войны.
«Наша республика одной из первых в Российской Федерации в 2007 году ввела порядок принятия на социальное обслуживание стационарной и нестационарной форм на основании установления индивидуальной нуждаемости человека пожилого возраста и инвалида в соцобслуживании с учетом его социально-экономической ситуации, наличия близких родственников, обязанных по закону содержать пожилого человека, – сказал Азат Габдулахатов. – У нас есть примеры, когда родственники принимают долевое участие в расходах на проживание своего близкого человека в доме-интернате. Если средний месячный размер оплаты составляет около 12 тысяч рублей, то из этой суммы от 3 до 4 тысяч платят родственники. Это не носит массового характера, но все же свидетельствует о востребованности услуг на платной основе. Значит, в перспективе повышение уровня соцобслуживания пожилых людей у нас, как и в России и за рубежом, будет происходить по пути привлечения частных инвестиций, в том числе с использованием механизма концессионных соглашений».
Конечно, оказание качественных услуг с применением инновационных технологий невозможно без квалифицированных кадров. За 2010-12 годы курсы повышения квалификации и стажировку прошли более 5 тысяч человек. Специалисты социальной отрасли получили возможность стажироваться в Израиле, Германии, Финляндии, Швеции, Великобритании.
«Вместе с тем, – подчеркнул Азат Габдулахатов, – в системе организации повышения квалификации работников социальных служб сегодня необходимо внедрение специализированных программ с учетом геронтологического профиля оказания услуг».
В заключение докладчик отметил, что многообразие процессов, влияющих на старение организма человека, диктует необходимость формирования комплекса государственных мер по созданию для людей старшего поколения условий независимости, реализации внутреннего потенциала, сохранения достоинства, активного участия в экономическом и социальном развитии республики. Такие задачи могут быть решены только при тесном сотрудничестве органов здравоохранения и социального обслуживания, научных и практических учреждений, различных негосударственных организаций.
В обсуждении доклада приняли участие помощник Президента РТ по социальным вопросам Татьяна Ларионова, замруководителя исполкома по социальным вопросам в Заинском муниципальном районе Светлана Иванова, зампредседателя Комитета Госсовета РТ по социальной политике Василий Логинов, начальник отдела социологии ЦЭСИ при Кабинете Министров РТ Лариса Казанцева, директор РЦСППН «Зеркало» Нина Исланова.
Подводя итог этого серьезного разговора, министр труда, занятости и социальной защиты РТ Айрат Шафигуллин подчеркнул: «Для государства важным является не только продление жизни, а создание механизмов и условий, способствующих увеличению периода функциональной и физической самостоятельности граждан пожилого возраста, сохранение социальной, трудовой и интеллектуальной активности. Это необходимо учесть при работе над республиканской программой развития системы социального обслуживания на ближайшие 10 лет».
На коллегии Благодарственные письма Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ вручили рабочей Сабинского социального приюта для детей и подростков «Тургай» Назие Ахмадуллиной, директору­ За­инского КЦСОН «Радость» Лидии Ларионовой.

Дилара ВАФИНА


Лариса КАЗАНЦЕВА, начальник отдела социологии Центра экономических и социальных исследований при Кабинете Министров РТ

Вот некоторые результаты социологического опроса потребителей услуг по соцобслуживанию на дому. Средняя суммарная оценка таких качеств соцработников, как аккуратность, вежливость, общительность, профессионализм составила 4,89 балла по пятибалльной шкале. Наиболее высокие оценки даны душевности и человечности соцработника – 4,93 балла.
Результаты исследования показали, что возможно улучшение качества соцобслуживания на дому пожилых людей и инвалидов за счет совершенствования системы информирования о социальных услугах, путем привлечения родственников и соседей, создания системы новых социальных услуг, снимающих уровень психологической напряженности и одиночества у получателей надомных социальных услуг.


Нина ИСЛАНОВА, директор Республиканского центра социально-психологической помощи населению «Зеркало»

Сегодня мы завершили работу над формированием «Банка инновационных социальных технологий», в который вошли как технологии, которые нами разработаны, апробированы и внедрены в отрасли и доказали свою эффективность, так и те, которые представлены в качестве проектных, конкурсных, аттестационных технологий, разработанных в учреждениях Зеленодольского, Елабужского, Чистопольского муниципальных районов.
Мы планируем 2 раза в год через сайт нашего центра «Зеркало» распространять «Информационный бюллетень о новых разработках в сфере социальных инноваций». Такой подход позволит оптимизировать процесс перехода на инновационный путь развития, активизировать отраслевую систему повышения подготовки кадров для работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами.


Татьяна ЛАРИОНОВА, помощник Президента РТ по социальным вопросам

Реализация благотворительного проекта «Добрый телефон» позволит оперативно реагировать на запросы и адресно решать возникающие проблемы пожилых людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях в силу особого социального положения, возраста, здоровья, внедрить новые современные подходы к социальному обслуживанию населения. Пожилым гражданам предоставляется возможность вызова экстренных служб – скорой помощи, МЧС, полиции – одной кнопкой посредством использования специальных мобильных устройств.
В период реализации 1 этапа проекта – с октября по ноябрь «Добрый телефон» получили 2228 одиноких и одиноко проживающих пенсионеров, не имеющих телефонов. Всего 2833 человека из этой категории нуждаются в средствах такой связи. Во время 2 этапа в декабре этого года предполагается включение в проект пенсионеров, находящихся на надомном соцобслуживании, в банк данных получателей экстренных услуг – это более 15 тысяч человек. В течение 3 этапа с января по февраль 2013 года предусматривается подключение к «Добрым телефонам» учреждений, оказывающих социально-психологическую помощь, единой дежурной диспетчерской службы жилищно-коммунальных учреждений. В марте-мае 2013 года во время 4 этапа число получателей экстренных услуг расширится за счет одиноких инвалидов.


Светлана ИВАНОВА, заместитель руководителя исполнительного комитета по социальным вопросам в Заинском муниципальном районе

Деятельность нашего Центра социального обслуживания населения «Радость» направлена на поиск и реализацию новых форм социальной работы с высокой степенью доступности, адресности. Увеличение доли пожилых людей в структуре населения нашего района привело к изменению перечня социальных услуг. Все более востребованными становятся социально-бытовые, социально-медицинские услуги, а также услуги психолога и юриста. Поэтому в ЦСОН расширен перечень дополнительных услуг.
Одна из инновационных форм работы надомного отделения центра – «Санаторий на дому». Услуги оказывают врач-терапевт, медсестра, массажист, соцработник, юрист, психолог. Следующее новшество – это «Служба для оказания помощи тяжелобольным гражданам». Она организована для клиентов надомного отделения, которым недостаточно услуг, предоставляемых отделением. Здесь также реализуется командный подход, где поэтапно оказывают поддержку социальный работник, медик, психолог, при необходимости в выходные и праздничные дни привлекаются волонтеры, что позволяет оптимизировать жизнедеятельность больных людей. Специалисты отделения тесно сотрудничают с представителями религиозных конфессий, которые привлекаются для решения духовных проблем, вызванных тяжелым недугом подопечных.


Василий ЛОГИНОВ, заместитель председателя Комитета Госсовета РТ по социальной политике

Сегодняшний серьезный и обстоятельный разговор позволяет сделать вывод: Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ в последние годы значительно повысило эффективность в сфере социального обслуживания пожилых людей. Это удалось в том числе благодаря тесному взаимодействию с органами государственной власти, местного самоуправления. Несколько лет назад Госсовет РТ поддержал инициативу министерства о включении депутатов в наблюдательные и попечительские советы учреждений соцобслуживания. Например, в этом году депутаты оказали материальную помощь этим учреждениям в размере свыше 2 миллионов рублей.