В этом банке незрячим удобно и комфортно

На днях в Казани возможности офисов отделений Сбербанка №6669/015 и №6672/0246 протестировали представители Татарской региональной организации ВОС.

 

В отделении №6669/015 по адресу Татарстан, 3 побывал председатель ТРО ВОС Владимир Федорин. Будучи сам инвалидом по зрению I группы, он попробовал самостоятельно, следуя особой разметке на полу, тактильным надписям на стенах и руководствуясь сигналами специальной аппаратуры, сориентироваться в помещении. Эксперимент удался – председатель сделал лишь несколько технических замечаний. 
– Я хотел бы поблагодарить руководство и сотрудников Сбербанка за то, что они заботятся о комфорте своих клиентов, – отметил Владимир Федорин. – Для людей с ограниченными возможностями такая забота особенно важна. Данный объект сегодня – территория, практически полностью доступная людям с серьезными патологиями зрения. Замечания есть, но они очень специфические – мы понимаем, что это дело для нашей страны новое, ведь в России только еще начинают активно заниматься адаптацией окружающей среды под нужды инвалидов. Отрадно, что сегодня незрячие и слабовидящие могут придти в Сбербанк и самостоятельно воспользоваться современными услугами, не испытывая дискомфорта из-за особенностей своего здоровья.
Первый в Татарстане офис Сбербанка, отвечающий потребностям маломобильных клиентов, был открыт в сентябре прошлого года. Вход в помещение оборудован кнопкой вызова администратора зала и достаточно просторный для перемещения в креслах-колясках. При входе в зал размещена социальная справочно-информационная служба.
В штате работают сурдопереводчики, а терминалы самообслуживания оборудованы звукоусиливающей аппаратурой для клиентов с нарушениями слуха и клавиатурой со шрифтом Брайля для клиентов с нарушением зрения. Санузлы и места общего пользования переоборудованы с учетом требований людей с ограниченными возможностями передвижения, на полу имеется особая, направляющая движение разметка, на стенах – тактильная символика. По всей территории офиса установлены указатели на специальных конструкциях для выделения особых зон перемещения. Слабовидящим клиентам выдается специальный браслет, который подает звуковые и вибросигналы при приближении в функциональным объектам – банкоматам, зонам специализированного обслуживания и т.п. Нажав кнопку на браслете, можно прослушать информацию на русском и татарском языках.
Следующим объектом, подвергшимся апробации, стал филиал №6672/0246 на улице Серова: в этом микрорайоне как раз компактно проживают и работают инвалиды по зрению. В офис Сбербанка пришла целая делегация представителей общества слепых. Двоим из них необходимо было совершить операции по обналичиванию денежных средств, остальные пришли познакомиться с возможностями отделения, в специализации которого входит обслуживание слабовидящих клиентов. Например, в конце прошлого года здесь, как и в отделении на улице Татарстан, запущен пилотный проект по оформлению наличных приходных и расходных операций с применением факсимиле.
– Это ближайшее к моему дому отделение Сбербанка, и я обращаюсь к его услугам не реже одного раза в неделю, – делится Равиль Сайфуллин, майор в отставке, инвалид по зрению I группы. – Мне нравится, что персонал здесь подготовлен к посещениям слабовидящих: девочки знают, что белая палочка у меня в руках – не простая трость, а тактильная, и корректно реагируют на появление подобных мне клиентов.
Свое мнение высказывает и Валентина Васина, инвалид I группы по зрению с детства:
– Я перевела на счет Сбербанка пенсию в 1998 году, и с тех пор прихожу сюда каждый месяц. Очень удобно – сотрудницы всегда помогут разобраться с бумагами и воспользоваться факсимиле.
Здесь же, в офисе на улице Серова, для персонала операционного зала был организован небольшой мастер-класс от главного специалиста аппарата правления ТРО ВОС Галины Липачевой. Она рассказала, как нужно представляться инвалиду по зрению, чтобы расположить его к себе и заручиться доверием, показала, как правильно, не доставляя неудобств, сопроводить к зоне обслуживания, как корректно предупредить о препятствии на пути следования и т.п.
– Нужно помнить о том, что все люди по-разному относятся к своим особенностям – кто-то уже с порога уверенно заявляет о себе как человеке, требующем дополнительного внимания, а кто-то стесняется своего недуга и старается быть как можно более незаметным, – подчеркнула Галина Липачева. – Наша с вами задача – помочь инвалиду адаптироваться в незнакомой ему среде, сделать все возможное для того, чтобы он чувствовал себя полноценным членом общества.
Этой же миссии следует Сбербанк, открывая офисы, специализированные для людей с особенностями здоровья. Здесь стараются сделать обслуживание комфортным для всех клиентов, независимо от их физических возможностей.
Вместо подписи – факсимиле
В Правительство РФ внесен законопроект о внесении изменений в федеральное законодательство, касающегося использования инвалидами по зрению факсимильного воспроизведения подписи на документах при осуществлении кассового обслуживания.
Сбербанк России уже реализует в Казани пилотный проект по оформлению наличных приходных и расходных операций по вкладам инвалидов по зрению с применением факсимиле. На встречах с незрячими специалисты банка рассказали, как проводить операции, какими штампиками пользоваться. Они могут быть разными – в принципе, все те, которые сейчас есть у незрячих на руках, без проблем можно использовать при совершении банковских операций. У кого-то штампики в виде печатных букв, у кого-то подпись, отлитая в «натуральном» виде – оттиск и тем, и другим можно постоянно использовать при походе в банк. Правда, предварительно необходимо предоставить соответствующее заявление с графой «образец подписи».