К каждому подобрать свой «ключик»

Этот кабинет в Нижнекамском центре социальной помощи семье и детям «Веста» больше похож на музей декоративно-прикладного творчества. Вязаные торты, драконы и цветущие кактусы из оригами, плетеные из бисера деревья, львята из шерстяных ниток и даже ажурное крошечное кресло из жестяной банки… Все это сделали юные подопечные центра под руководством инструктора по труду Елены Гавриловой.

 

«Мастер – золотые руки: из любого бросового материала сделает настоящий шедевр, да еще увлечет своей страстью к творчеству каждого», – так говорят об этом молодом специалисте коллеги. На недавнем Республиканском конкурсе «Лучший работник учреждения соцобслуживания» она заняла третье призовое место! 
В «Весте» Гаврилова трудится уже 7 лет, и это – ее первое рабочее место. По образованию она преподаватель изобразительного искусства, закончила Набережночелнинский пединститут. Устроиться в этот центр посоветовала знакомая. Молодому специалисту поначалу пришлось сложно: с проблемными детьми прежде никогда не приходилось иметь дела. Они плохо шли на контакт, капризничали, приводили ее в отчаяние своим упрямством, агрессией или полной апатией, неверием взрослым, жестокостью. Еще Елену на первых порах очень удивляло, что они не умеют делать и не знают элементарных вещей. Например, многие впервые в жизни видели в центре бисер или гуашь, боялись работать с ножницами, у некоторых совершенно не была развита мелкая моторика рук. Как найти общий язык с такими детьми? Во всех трудных ситуациях Елена обращалась за советом к более опытным сотрудникам: в «Весте» практика наставничества очень развита. Так вместе находили выход. Но многому училась сама: большинство практик приходилось адаптировать к занятиям с детьми-инвалидами, ребятами из проблемных семей.
«В ходе работы оказалось, что многое из того, чему меня учили в пединституте, нужно делать совершенно по-другому, с учетом возможностей и психических особенностей моих воспитанников, – рассказывает Елена. – Ребята, с которыми я работаю, совсем другие, чем их благополучные сверстники: например, многие из них не могут надолго концентрировать внимание, быстро теряют интерес к происходящему, им очень трудно работать в команде. Особенно сложно с детьми, находящимися в социально опасном положении – по всему видно, что они совсем разуверились во взрослых. Приходится к каждому подбирать свой «ключик»: с одним сначала нужно поговорить по душам и успокоить, другого заинтересовать какой-нибудь необычной темой или техникой. Бывает так, что каждому ребенку даю совершенно разные задания. Хотите посмотреть, как мы занимаемся?»
Пока идем до кабинета, Елена рассказывает о своем режиме работы: с 8 утра начинает готовиться к занятиям, изучает литературу, делает образцы поделок и трафареты для самых «тяжелых» ребят, потом приходят те, кто учится во 2 смену, после обеда – другие группы. Гаврилова ведет 4 кружка: по рисованию, лепке из пластилина, оригами и изготовлению поделок из подручных материалов. Плюс – клуб «Очумелые ручки» для самых проблемных детей. Вместе с ней занятия проводят соцпедагог и психолог. Еще в рамках программы домашнего визитирования она посещает детей-инвалидов, учит их рисовать, лепить, плести из бисера, делать поделки в технике квиллинга, оригами. Раз в месяц к Гавриловой приходят мамы, воспитывающие детей-инвалидов: занятия творчеством помогают им снять психологическое напряжение.
– Лена у нас – большая умница, человек очень талантливый, – говорит директор «Весты» Татьяна Мыльникова. – Может сама провести любое занятие, оформить вместе с детьми любую выставку. Ребята ее любят. Видели в коридоре выставку рисунков? Обновляют экспозицию несколько раз в месяц. Ребятки очень гордятся тем, что их творения видят все, что у них получилось проявить себя с такой хорошей стороны. В результате начинают верить в свои силы, отвлекаются от вредных привычек, учатся нормально общаться с взрослыми и сверстниками. Для детей из проблемных семей все это особенно важно.
В кабинете – необычная тишина. Человек пять сидят молча по разным углам! Только один мальчик, не обращая ни на кого внимания, что-то увлеченно мастерит. «Ринат, учится в 4 классе, из неполной малообеспеченной семьи, – потихоньку представила его Татьяна Мыльникова. – Занимается у Лены уже месяц. Ну и намучилась она с ним! Все ему было неинтересно, ни с кем не хотел контактировать. Только через пару недель захотел что-то сделать. Зато потом так увлекся! Все весенние каникулы занимался с 8 утра до 5 вечера. И сейчас, как только закончатся уроки в школе – тут как тут. А остальные ребята – новенькие, еще не почувствовали вкуса к творчеству. Но это – лишь дело времени». Поинтересовалась: что де­­лает Ринат? Оказалось, что кактус в технике квиллинг – из крученой бумаги. И получается у него просто здорово!
«Заходим в кабинет к Лене с коллегами – и каждый раз удивляется: надо же, опять что-то необычное, в новой технике! И нам хочется научиться делать такую же красоту, – рассказывает директор. – Она никому не отказывает – все объяснит, покажет. Дома обучаем новшествам своих детей, вместе мастерим. Хорошо, что у нас есть такой талантливый инструктор по труду!»
Спросила после окончания занятия у Елены: не жалеет, что пошла работать в «Весту», а не в художественную школу, где обучаются талантливые дети? Там-то результат ее работы был бы гораздо очевиднее. «Среди моих воспитанников тоже много одаренных ребят, просто этого до меня никто не замечал, – отвечает Гаврилова. – Разве это не здорово – из самого обычного, часто никому не нужного ребенка сделать творца? Занятия их меняют прямо на глазах: дети становятся спокойнее, учатся дружить, работать в коллективе, быть благодарными. Столько открыток мне к праздникам надарят! Мы вместе делаем подарки своими руками для ветеранов, инвалидов, потом идем по домам их вручать. Я вижу, какую радость это приносит моим ребятам». Кстати, воспитанники Елены часто участвуют в городских, республиканских и даже всероссийских конкурсах, занимают призовые места.
Спросила: изменила ли Елену ее работа? «Да, я стала совсем другим человеком, – ответила моя собеседница. – Начала ценить свое благополучное детство, свою семью, стала терпимее к людям. У своих ребят я учусь душевной стойкости, умению прощать».
Елена показала мне рисунки одного из своих подопечных, 8-летнего Кости. Папа-алкоголик и мачеха внимания ему не уделяют, поэтому лучший друг мальчика – компьютер, а любимые игры – стрелялки. На первых своих рисунках, выполненных в черном цвете, Костя изображал только убийства. Другие сюжеты, которые предлагала ему Елена, не принимал. С ребенком начали работать соцпедагог и психолог, его приглашали на мероприятия, которые регулярно проводятся в «Весте», на экскурсии, взяли в оборот родственников. Последний рисунок Кости, где он изобразил всю семью самыми яркими красками, очень порадовал Гаврилову: значит, в окружении мальчика происходят самые благоприятные перемены.

Ирина Чудновская