Наполняя жизнь новым содержанием

№ 23 от 26 июня 2020 года


С 17-летним Ранисом К. я познакомилась в одном из детских реабилитационных центров республики. У парня – умственная отсталость, проблемы с памятью, ориентацией в пространстве, ему трудно концентрировать внимание. Посещение реабилитационного центра стало и для Раниса, и для его семьи огромным подспорьем – здесь молодому человеку привили много полезных навыков, которые непременно пригодятся в дальнейшей жизни. Но этот курс был для него последним: после совершеннолетия он уже не сможет посещать детские реабилитационные центры. Взрослые же аналогичные учреждения, в основном, специализируются на инвалидах с нарушением опорно-двигательного аппарата. Что и говорить, семья Раниса в большом беспокойстве: теперь сопровождать парня по жизни придется родственникам самим, а как именно это делать, они даже не представляют.

Выходом из сложной ситуации для таких молодых инвалидов с ментальными нарушениями, как Ранис, может стать специальная тренировочная квартира, которая скоро откроется на базе Республиканского центра социальной реабилитации инвалидов «Идель», расположенного в Зеленодольске.
– Внедрение технологии «Сопровождаемое проживание» предусмотрено Планом мероприятий по реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в Республике Татарстан на 2019-2022 годы, – комментирует начальник отдела методологии социального обслуживания Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ Анжелика Валеева. – Такая технология, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях, на сегодняшний день является очень актуальной. Но чтобы это воплотить в жизнь, людей с ограниченными возможностями необходимо обучить тем навыкам, которыми они не обладают. В 2020 году будет организовано учебное (тренировочное) сопровождаемое проживание молодых людей с ментальными нарушениями на базе Республиканского центра социальной реабилитации инвалидов «Идель» в Зеленодольске.
Действительно, люди с ментальной инвалидностью являются наименее защищенными и нуждаются в серьезной поддержке. Их особенности развития таковы, что они ограничивают способность человека работать или обслуживать себя, а также осложняют процесс интеграции в общество. Признавая, что граждане с ментальными нарушениями в большей или меньшей мере всегда будут нуждаться в помощи окружающих для решения повседневных задач, государство и общество стремятся помочь им достичь максимально возможной самостоятельности. И сопровождаемое проживание – один из реальных путей решения этой задачи.
Специалисты отмечают, что год от года растет число людей с ментальными расстройствами. Им трудно учиться, и они развиваются медленнее, чем остальные. Неприспособленность к независимой самостоятельной жизни – это одна из самых серьезных проблем, с которой сталкиваются во взрослой жизни дети-инвалиды. До своего совершеннолетия они постоянно находятся под опекой. Дома рядом все время родители или другие близкие родственники, в реабилитационных центрах и детских домах-интернатах – воспитатели, педагоги, младший медицинский персонал. В итоге они не получают достаточных бытовых навыков, навыков трудовой деятельности, а также социальных связей вне семьи. В этой ситуации говорить о самостоятельном проживании не может быть и речи. Чтобы помочь ментальным инвалидам преодолеть эти трудности, обрести максимально возможную независимость для удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя без посторонней помощи, и организуется тренировочное сопровождаемое проживание.
По распоряжению Кабинета Министров РТ от 30 марта 2020 года Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ было выделено 4,2 миллиона рублей для предоставления субсидии центру «Идель» на обеспечение выполнения государственного задания в связи с созданием отделения учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания граждан, страдающих психическими расстройствам. 1 миллион 800 тысяч из них пойдут на приобретение мебели и необходимого оборудования, в том числе технических средств реабилитации.
– Отделение расположится в пристрое нашего учреждения, – рассказывает директор реабилитационного центра «Идель» Александр Камаев. – Планируется, что в двухэтажном здании, где разместятся жилые помещения и три учебных класса, будут проживать под круглосуточным контролем наших специалистов 20 молодых инвалидов с ментальными нарушениями. Причем, малыми группами – от 4 до 7 человек, чтобы специалисты могли работать с каждым индивидуально.
Предусмотрено шесть жилых зон: и обычные двухместные, и просторные студии. Помещения оборудуют бытовой техникой, инвентарем. Например, кухню оснастят необходимыми гаджетами, которые облегчают процесс готовки, и адаптивной посудой, приспособленной для самообслуживания инвалидов. В гостиных разместятся комплекты наборов игр для организации досуга, телевизоры, музыкальные проигрыватели. При работе специалисты планируют использовать средства альтернативной и дополнительной коммуникации.
– Главной и конечной целью является активное включение инвалидов в различные социальные процессы и ситуации, формирование у них навыков самостоятельного проживания в быту и умения пользоваться вспомогательными средствами реабилитации, – подчеркивает Александр Камаев.
Планируется, что курс учебного сопровождаемого проживания в отделении составит 3 месяца. Социальными услугами в его рамках смогут воспользоваться инвалиды в возрасте от 18 до 40 лет с нарушениями интеллекта, расстройствами аутистического спектра с разным уровнем самостоятельности, с различными физическими и умственными способностями.
Прежде специалисты центра «Идель» не работали с такой целевой группой. Поэтому все сотрудники в скором времени пройдут обучение в Ресурсном центре Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, где их научат, как проводить реабилитацию клиентов с ментальными нарушениями.
Поскольку для Татарстана это пилотный проект, чтобы наглядно познакомиться с инновацией, Александр Камаев посетил реабилитационный центр в Кировской области, где уже работают в этом направлении.
– Там тоже в отдельном блоке проживают 12 инвалидов с умственной отсталостью, шизофренией, аутизмом, – рассказывает директор. – В первую очередь меня интересовали, конечно, практические нюансы – например, как составляются учебные планы, на чем делают акцент. Оказалось, алгоритм работы происходит в такой последовательности: после анкетирования реабилитантов делят на группы, исходя из их запросов, учитывают и пожелания их родственников. Например, с кем-то в работе делают акцент на отработку навыков готовки, кого-то обучают растениеводству, умению самостоятельно совершать покупки в магазине. Наиболее сохранных и подготовленных обучают технологиям поиска работы: объясняют, как составлять резюме, общаться с работодателем.
Плюсы такого подхода переоценить трудно: прежде молодого инвалида с ментальными нарушениями были вынуждены постоянно сопровождать его родственники и полностью его обслуживать – некоторые не знают и не умеют самого элементарного, потому что родителям проще самим сделать яичницу или пропылесосить в комнате, чем кропотливо учить этому своих «особых» детей. В тренировочной квартире в «Идели» молодые инвалиды смогут социализироваться, научатся себя обслуживать, пользоваться техническими средствами реабилитации. Это наполнит их жизнь совершенно иным содержанием.
В начале курса реабилитации в «Идели» обязательно проведут первичную диагностику каждого получателя соцуслуг: на основе этого специалисты составят индивидуальный план обучения сопровождаемому проживанию, впишут в него приоритетные для реабилитанта задачи, мероприятия по обучению бытовой, социально-коммуникативной и досуговой деятельности. Включать инвалидов в группы сопровождаемого проживания будут строго с учетом их психологической совместимости.
– Один из учебных классов мы оборудуем для отработки кулинарных навыков реабилитантов, – рассказывает Александр Камаев. – Здесь они научатся готовить бутерброды, салаты, резать и чистить овощи, фрукты, варить макароны, картошку, пользоваться адаптивной кухонной, столовой и чайной посудой. Кроме того, мы обучим их, как правильно использовать хозяйственно-бытовые и электрические приборы для приготовления пищи, выполнять правила личной гигиены.
Отработка простейших бытовых навыков также включит в себя теоретические и практические занятия по уборке помещений, уходу за вещами, планированию расходов, совершению покупок в магазинах, билетов на общественный транспорт, в культурно-досуговые учреждения. Помимо этого, молодых инвалидов научат выполнять мелкий ремонт одежды, ручную и машинную стирку, следить за внешним видом, подбирать одежду по назначению и сезону, убирать постель, ухаживать за комнатными растениями, а также многому другому, без чего жизнь обычного человека немыслима.
Технологии социальной интеграции помогут реабилитантам приобрести важные навыки общения, социальный опыт в различных жизненных ситуациях. Для этого запланированы занятия с выходом в общественные места – например, в поликлинику, на почту, где они в реальных условиях смогут взаимодействовать с окружающими. Для кого-то в план включат занятия по профориентации и помощь в последующем трудоустройстве. В конце курса подготовят рекомендации для дальнейших занятий дома.
По статистике Минтруда России, проекты сопровождаемого проживания инвалидов уже работают в 39 регионах страны. Татарстан тоже начинает внедрять у себя эту инновационную социальную технологию. Очень важно, что молодые люди с ментальными нарушениями и члены их семей получат возможность совершенно по-иному выстраивать свою жизненную траекторию.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ