«Школа ухода»: когда совмещены теория и практика

№ 33 от 10 сентября 2021 года


Когда у жительницы Сарманово Накии Н. тяжело заболела и слегла престарелая мама, женщина первое время пребывала в растерянности: не знала, как ухаживать за пенсионеркой, чтобы ей не навредить. Узнав, что в районном КЦСОН «Шафкатъ» открылась «Школа ухода» для родственников таких тяжелобольных пожилых людей, тут же пошла записываться. Очень признательна организаторам такого полезного дела: в «Школе» ее научили всем тонкостям обеспечения нужд лежачих больных. Кроме этого, полученные знания помогли облегчить жизнь всей семье.

Стационарозамещающая технология «Школа реабилитации и ухода» за гражданами пожилого возраста и инвалидами начала работать в Сармановском КЦСОН «Шафкатъ» с октября 2019 года. Ее главная задача – обучение навыкам реабилитации и общего ухода специалистов, родственников и тех, кто занимается уходом на дому за маломобильными гражданами. 
– Мы стремимся к повышению уровня социально-медицинской грамотности и практических навыков обучающихся, знакомим их с психологическими аспектами, связанными с организацией общего ухода, – рассказывает директор центра Гульнара Хузина. – Другой момент – необходимость снижения потребности пожилых людей и инвалидов, нуждающихся в реабилитации и уходе, в услугах стационарных учреждений здравоохранения и социального обслуживания. Большинство людей приходит к пенсионному возрасту с багажом хронических болезней. В итоге они становятся более зависимыми и уязвимыми. Индивидуальный подход, профилактика заболеваний, обучение родственников правильному уходу – вот основные направления нашей работы в рамках системы долговременного ухода за инвалидами и пожилыми людьми, у которых уже не получается обходиться самостоятельно.
Работа в этом направлении началась с проведения подомовых, поквартирных обходов одиноких и одиноко проживающих пожилых жителей района в возрасте 70 лет и старше. Сотрудники КЦСОН проанализировали их нуждаемость в социальном обслуживании, возможность обучения родственников в «Школе ухода».
– Ухаживая за больным человеком, мы, как правило, думаем, что он выздоровеет или, по крайней мере, состояние его здоровья в результате лечения и ухода улучшится, – объясняет специалист по соцработе отделения надомного соцобслуживания Альбина Алиуллина. – Надежда на благоприятный исход заболевания и видимое улучшение состояния здоровья больного придают дополнительные силы и наполняют смыслом жизнь. Но так бывает не всегда. Для неподготовленного родственника, ухаживающего за тяжелобольным человеком, это часто заканчивается кризисной ситуацией. В нашей «Школе реабилитации и ухода» мы как раз даем рекомендации, как преодолеть этот стресс, как развить навыки взаимодействия с лежачим больным и, конечно, обучаем конкретным приемам и методам осуществления общего ухода. Помимо родственников к занятиям привлекаем специалистов и сиделок, которые обслуживают таких пенсионеров на дому.
В КЦСОН «Шафкатъ» обустроен кабинет реабилитации и ухода. Оборудование там размещено по блокам. Так, в социально-бытовом блоке показывают, как людей с двигательными нарушениями, в частности, постинсультников, можно научить пользоваться столовыми приборами. Отдельно проводят занятия с использованием технических средств для передвижения – костылями, ходунками, роллаторами. Демонстрируют, как использовать доску для пересаживания с кровати, с коляски, поворотные диски, вспомогательный диск, скользящую простыню-трансфер.
В программе занятий «Школы реабилитации и ухода» равное время выделили теории и практическому освоению навыков общего ухода. Помимо специалистов КЦСОН занятия проводят узкие специалисты Сармановской центральной районной больницы. «План обучения составляем ежемесячно, – рассказывает замдиректора КЦСОН Фарида Рахимова. – Он предусматривает как групповые, так и индивидуальные бесплатные занятия. Они проходят 2 раза в неделю по понедельникам и четвергам. Продолжительность – 45-60 минут. Разработаны темы лекций, бесед, подготовлен информационно-раздаточный материал. В групповых занятиях, как правило, участвуют 7-8 человек. Для определения значимости конкретных тем для слушателей в начале курса мы проводим первичное анкетирование, при необходимости план корректируем. После завершения курсов – итоговое анкетирование. Практически все отмечают, что полученные знания дают новый импульс к трудной работе».
Проводят и занятия с выходом на дом, у постели больного – в частности, для того, чтобы конкретно показать, как пользоваться ТСР. Так, очень большое впечатление на обслуживаемых производит приспособление для надевания носков на длинных лямках: с его помощью можно надеть носки, не нагибаясь. Это незаменимое устройство для людей, у которых болят суставы, спина, мучают частые головокружения. Специалисты КЦСОН рассказывают, как при необходимости такое ТСР изготовить из подручного материала или где купить. Информируют и о других приспособлениях, которые способны существенно облегчить уход за лежачими больными: это и разнообразные прокладки, памперсы, одноразовые, скользящие простыни, средства передвижения. Попутно объясняют, что в КЦСОН можно воспользоваться услугами пункта проката, где выдаются ТСР во временное пользование.
– На одном из занятий, например, обсудили тему, которая всех заинтересовала: говорили о профилактике падений, – рассказывает Альбина Алиуллина. – Слушатели и до занятий в «Школе» многое об этом знали. Скажем, что нужно исключить острые углы, высокие дверные пороги или уменьшить их высоту, освободить комнату от лишней мебели, надежно укрепить ковры на стенах. Но что делать, если все-таки человек упал? Как его поднять, не навредив? Каждый высказал свое мнение. Мы объяснили правила, которые облегчат этот процесс. Участники занятия задавали вопросы, участвовали в обсуждениях, упражнялись сами, в результате довольно хорошо освоили азы этих манипуляций.
Гульнара Хузина подчеркивает: "Уверены, что наше сотрудничество окажется полезным многим, кто хочет облегчить состояние своих близких и свою жизнь". Поэтому набор слушателей в «Школу ухода» продолжается...
Ирина ЧУДНОВСКАЯ