В роли экспертов выступают общественники

Второй год в республике полным ходом идет реализация государственной программы «Доступная среда», рассчитанной на 2011-2015 годы. Во многих городах и районах Татарстана ведутся работы по реконструкции учреждений здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта, подъездов жилых домов с учетом нужд инвалидов. Свою толику в этот глобальный процесс вносит и Татарская республиканская организация ВОИ со своими местными отделениями.

Всевидящее око общественников не пропускает мимо ни одной погрешности в проекте или во время строительных работ. Их на такой контроль с момента старта программы все время нацеливал депутат Госсовета РТ, председатель ТРО ВОИ Рифат Ганибаев. Причем никакому дилетантизму в этом процессе места нет: весной этого года после участия в республиканском обучающем семинаре председатели и активисты районных и городских организаций ТРО ВОИ получили сертификаты экспертов от Минстроя РТ.
– Рифат Шагитович, слышал мнение, что общественные организации­ инвалидов участвуют в программе «Доступная среда» постольку поскольку. Мол, это чисто государственная программа – пусть соответствующие министерства и ведомства ее и реализуют, а задача общественников – поглядывать со стороны, ну и, может быть, что-то подсказывать. Готовы опровергнуть такое суждение?
– Принятие госпрограммы «Доступная среда» на федеральном, а потом и на республиканском уровнях – это как раз результат социального партнерства государства и гражданского общества в лице общественных организаций инвалидов. Поэтому организации инвалидов отнюдь не сторонние наблюдатели, они активно участвовали в разработке этой программы, следуя международному принципу «Все, что делается для инвалидов, должно делаться с их участием». Скажу больше – организации инвалидов и подтолкнули властные структуры принять эту программу. Но на сегодня дело общественников – осуществлять контроль за реализацией программы. На реконструкцию социальных объектов и покупку реабилитационного оборудования из бюджета выделены огромные ассигнования, так что хотелось бы видеть реальные, осязаемые результаты.
– Какие «узкие места» выяв­ляются в процессе общественного мониторинга проблем доступности?
– В основном, это касается тех объектов, которые реконструировались еще до принятия госпрограммы. Те же пандусы возводились чуть ли не на глазок – зачастую они имеют крутой уклон, и не только бесполезны, но и опасны. Ни одному нормальному человеку в голову не придет воспользоваться таким сооружением. При этом и собственники, и строители оправдывают такое решение отсутствием достаточной площади и места. Но это только отговорки. Как правило, в подобных случаях спасти ситуацию способны подъемники. Есть множество видов конструкций таких устройств, которые отлично вписываются в различные архитектурные композиции. Согласен, подъемник стоит недешево, но он гораздо функциональнее и предпочтительнее ненужного и бесполезного «неправильного» пандуса.
– На ваш взгляд, какие еще технически недопустимые или сомнительные элементы портят общую картину безбарьерности? 
– К нам от различных организаций и фирм поступает большое количество обращений с просьбой согласовать так называемую «кнопку вызова» для обслуживания инвалидов за пределами помещения, ну а попросту – на улице. Считаю, что такой вид обслуживания неприемлем в принципе. Доходит до анекдота – у входа одной из аптек была обнаружена бутафорная «кнопка», нарисованная на бумаге и приклеенная к стене! Что это, как не насмешка над инвалидом? После нашего замечания листок, конечно, сняли. Бы­вают и вовсе несуразные предложения – скажем, устанавливать такие кнопки внутри помещения, куда колясочнику попасть невозможно. То есть зачастую бизнесмены делают эти кнопки для отвода глаз, поэтому мы приняли решение не согласовывать такие предложения в принципе. Более того, планируем инициировать процедуру исключения «кнопки вызова» как технически неприемлемого решения из закона. Думаю, и государственные органы поддержат нашу позицию.
– Программа «Доступная среда» хороша тем, что под нее выделены дополнительные бюджетные деньги для решения насущных проблем инвалидов. Но ведь Градостроительный кодекс давно уже имеет нормы по обеспечению доступа инвалидов к объектам инфраструктуры. Почему, на ваш взгляд, их часто просто игнорируют?
– Вина, прежде всего, лежит на проектировщиках и строителях, которые недобросовестно выполняют свои обязанности. Я же все время говорил и говорю – не надо городить огород, делать для инвалидов что-то отдельно. Например, в республике который год действует государственная программа капитального ремонта домов, в Казани работает аналогичная городская программа. Строительные нормы общие для всех, сегодня в нашей практике начинают утверждаться правила «Универсального дизайна» в соответствии с новым техническим регламентом, действует ряд нормативных документов в части обеспечения доступности. Что мешает в процессе ремонта зданий, дворовых территорий строить хотя бы элементарные пандусы в подъездах, съезды с дорожек? Это не такие уж великие затраты – а удобно от этих элементов будет всем: и колясочникам, и пожилым людям, и мамам с детскими колясками.
И такой еще момент: понимая, что в домах старой постройки трудно найти­ какое-то эксклюзивное решение в отношении инвалидов, проживающих на верхних этажах, мы предлагаем рассмотреть возможность принятия программных мер по переселению людей с тяжелыми формами заболевания опорно-двигательного аппарата на первые этажи домов, где реализованы меры доступности. Подобные программы действуют в некоторых городах России, например, в Омске.
– Доступность транспортных услуг – наиболее больной вопрос в «теле» госпрограммы. Предполагается, что «от и до» для маломобильных граждан транспорт станет доступен лишь к 2030 году. Что вы думаете по этому поводу?
– Откидная платформа низкопольных автобусов, которые сейчас закупаются муниципальными властями, – это еще не решение проблемы. Хотя наличие таких автобусов – большой шаг вперед. Необходимо искать техническое решение, позволяющее инвалидам на колясках самостоятельно попадать в автобус. Считаю, что нужно внимательно рассмотреть опыт Германии, где в приспособленные пассажирские автобусы колясочники попадают через специальные помосты. Что мешает возводить такие же у нас?
Есть еще одна проблема, напрямую перекликающаяся с транспортной доступностью. Инвалид-водитель в крупных городах чувствует себя изгоем – поставить свой транспорт крайне тяжело. Выделенные и обозначенные места для парковки личного автотранспорта инвалидов должны быть повсеместно. А персоналу торговых центров, службам охраны организаций нужно следить за порядком на парковках, а не устанавливать запираемые устройства, чтобы на такие места не ставили свои машины «посторонние» водители. Ищи потом того, кто разблокирует это спецместо. Есть определенные проблемы с предпринима­телями – держателями платных стоянок, которые упорно делают вид, что не в курсе того, что для инвалидов парковочные места предоставляются бесплатно. 
Фронт работ на тему дос­тупности среды обширен, но он вполне выполним – последовательно, пошагово можно решать даже самые сложные вопросы. 

Беседовал
Владимир ГАРАНИН